Законопроекты № 1249347-7, № 1249326-7, № 1221703-7, № 1144061-7 о внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам

 

Анонс

Приведены полные тексты четырех законопроектов, направленных на возобновление индексации пенсий работающих пенсионеров, приостановленной с 2016 года введением статьи 26.1 НК РФ.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях»
в части возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам


Проект № 1249347-7

Внесен депутатами Госдумы Г.А.Зюгановым; О.Н.Смолиным; И.И.Мельниковым; Н.В.Коломейцевым

 

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6965; 2015, № 27, ст. 3964; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 5; № 22, ст. 3091; № 27 (ч. 1), ст. 4183; № 52 (ч. 5), ст. 7477, ст. 7486; 2018, № 41, ст. 6190) следующие изменения:

1) в части 12 статьи 21 слова «, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона» исключить;

2) статью 26.1 признать утратившей силу.

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

 

Президент Российской Федерации В.Путин

 


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях»
в части возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам»

 

Законопроект направлен на восстановление индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с изменением стоимости пенсионного коэффициента для работающих пенсионеров.

Вступление в силу положений статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», установивших, что пенсии работающим пенсионерам выплачиваются без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера пенсии в связи с изменением стоимости пенсионного коэффициента, привело к сокращению числа работающих пенсионеров на треть за 2016 год: с 15 259 000 человек до 9 883 000 человек. На 1 января 2021 года число работающих пенсионеров составило 8 891 000 человек, то есть сократилось практически еще на один миллион.

Помимо того, что такое сокращение вывело из экономики более семи миллионов работоспособных и высококвалифицированных работников, государственные внебюджетные фонды и региональные бюджеты (поступления от НДФЛ) ежегодно теряют суммы, сопоставимые с экономией бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации вследствие отказа от индексации пенсий работающим пенсионерам.

Таким образом, действие положений статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» помимо того, что снижает уровень жизни работающих пенсионеров и дестимулирует их к труду, является экономически невыгодным для государства.

 


 

Решение Совета Государственной Думы - перенести рассмотрение законопроекта

Источник - Система обеспечения законодательной деятельности

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 21 и признании утратившей силу
статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»


Проект № 1249326-7

Внесен Алтайским краевым Законодательным Собранием (Протокол собрания от 01.09.2021 № 284)

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6965; 2016, № 1, ст. 5; 2017, № 27, ст. 3931; 2018, № 41, ст. 6190, № 47, ст. 7130; 2021, № 22, ст. 3688) следующие изменения:

1) в части 12 статьи 21 слова «, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона» исключить;

2) статью 26.1 признать утратившей силу.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

 

Москва, Кремль
Президент Российской Федерации В.Путин

 


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменения в статью 21 и признании утратившей силу
статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»

 

Конституцией Российской Федерации установлено, что индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год. При этом индексация страховых пенсий работающим пенсионерам не осуществляется с 1 января 2016 года.

В результате отмены индексации пенсий большая часть работающих пенсионеров перешла в сферу теневой занятости. Это привело к потерям бюджета в виде неуплаченного налога на доходы физических лиц в размере около 300 млрд. рублей в год, а также к снижению поступлений во внебюджетные фонды, включая Пенсионный фонд Российской Федерации, в объеме свыше 500 млрд. рублей.

В целях эффективного функционирования системы пенсионного обеспечения и восстановления доверия граждан к пенсионной системе проектом закона предлагается возобновить индексацию страховых пенсий работающим пенсионерам.

 

Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания А.А. Романенко

 


 

Конституция Российской Федерации

Глава 3 статья 75 пункт 6

6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

 


 

Решение комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов - вернуть законопроект для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы (Отсутствует заключение Правительства Российской Федерации).

Источник - Система обеспечения законодательной деятельности

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и порядке увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность


Проект № 1221703-7

Внесен депутатами Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Д.А. Свищевым, А.В. Андрейченко, А.Н. Шериным, В.В. Кулиевой, С.В. Натаровым, сенатором Российской Федерации С.Д. Леоновым

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6965; 2014, № 2; 2015, № 27, ст. 3964; 2016, № 1, ст. 5; 2018, № 41, ст. 3688; № 47, ст.7130; 2021, № 22, ст. 3688) следующие изменения:

1) в части 12 статьи 21 слова «, за исключением случаев, предусмотренных статьей 261 настоящего Федерального закона» исключить;

2) статью 261 признать утратившей силу.

 

Статья 2

Cтатьи 3 и 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 1, ст. 5) признать утратившими силу.

 

Статья 3

Осуществить с 1 января 2022 года пересмотр размера страховой пенсии, размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), установленных по состоянию на 31 декабря 2021 года, гражданам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», с учетом стоимости одного пенсионного коэффициента в размере, равном 104 рублям 69 копейкам, и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме, равной 6 401 рублю 10 копейкам.

 

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

 

Президент Российской Федерации

 


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и порядке увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность»

 

Законопроект подготовлен в целях возобновления с 1 января 2022 года индексации страховых пенсий работающим пенсионерам.

Индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», была отменена с 1 января 2016 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ.

После введения данной нормы последовало резкое сокращение числа работающих пенсионеров (с 15,3 млн. до 9,6 млн.человек), причем большая часть перешла в сферу теневой занятости, то есть стала работать «нелегально», чтобы в отношении них не уплачивались страховые взносы и не подавались данные персонифицированного учета. Данная ситуация привела к потерям региональных и местных бюджетов в виде неуплаченного налога на доходы физических лиц, а также к снижению поступлений во внебюджетные фонды, включая Пенсионный фонд России.

Отсутствие индексации страховых пенсий является несправедливым по отношению к работающим пенсионерам. Учитывая низкие размеры страховых пенсий, многие пенсионеры для поддержания приемлемого уровня жизни вынуждены работать. Уровень их заработных плат, как правило, также невысок. Отсутствие индексации страховых пенсий негативно сказывается на их финансовом положении, а в условиях пандемии и роста инфляции вызывает рост социальной напряженности.

Кроме того, отсутствие индексации страховых пенсий работающим пенсионерам противоречит части 6 статьи 75 обновленной версии Конституции Российской Федерации, согласно которой индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

В целях решения указанных проблем законопроектом предлагается внести изменение в часть 12 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и признать утратившей силу статью 26.1 указанного Федерального закона, устанавливающую, что, начиная с 2016 года, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней выплачиваются в размере, исчисленном без индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, а также статьи 3 и 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий».

Одновременно с этим законопроектом предлагается осуществить с 1 января 2022 года пересмотр размера страховой пенсии, размера фиксированной выплаты к страховой пенсии работающим пенсионерам с учетом стоимости одного пенсионного коэффициента в размере, равном 104 рублям 69 копейкам, и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме, равной 6 401 рублю 10 копейкам.

Принятие законопроекта восстановит социальную справедливость в отношении работающих пенсионеров, повысит доверие граждан к пенсионной системе.

 


 

Поручение Совета Государственной Думы
Комитету Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов
от 18.10.2021, протокол № 2, пункт 35

 

1. Направить указанный проект федерального закона Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссии Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.

Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов до 19 ноября 2021 года.

2. Комитету Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой.

3. Включить указанный проект федерального закона в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2021 года (декабрь).

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы - Концептуальных замечаний правового характера по проекту федерального закона не имеется.

Начальник управления Р.Н.Колачев

 

Источник - Система обеспечения законодательной деятельности

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»


Проект № 1144061-7

Внесен Законодательным Собранием города Севастополя

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6965; 2016, № 1, ст. 5; 2017, № 27, ст. 3931; 2018, № 41, ст. 6190; № 47, ст. 7130) следующие изменения:

1) в части 12 статьи 21 слова «, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона» исключить;

2) статью 26.1 признать утратившей силу.

 

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) пункт 2 статьи 3 и статью 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 1, ст. 5);

2) Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 27, ст. 3931);

3) пункт 10 статьи 7 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 41, ст. 6190).

 

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

 

Президент Российской Федерации

 


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»

 

С 1 января 2016 года была отменена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Применение данной меры крайне негативно сказалось на финансовом положении пенсионеров и привело к существенному снижению покупательной способности граждан.

Кроме того, в качестве ответной меры со стороны граждан последовало резкое сокращение числа работающих пенсионеров.

По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2016 года в России насчитывалось 15 259 000 работающих пенсионеров. Однако в докладе Счетной палаты Российской Федерации об исполнении бюджета приводится информация о резком сокращении числа работающих пенсионеров за I квартал 2016 года с 15 млн до 9,6 млн человек. Вследствие этого не удалось добиться реальной экономии на отказе от индексаций выплат работающим пенсионерам, более того, пришлось дополнительно выделить на межбюджетный трансферт по обязательному пенсионному страхованию еще 40,6 млрд рублей.

Важно отметить, что только часть пенсионеров действительно прекратила трудовые отношения, большая же часть перешла на получение «серой зарплаты».

Этому способствуют также нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которым уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Такой подход приводит к тому, что пенсионеры работают «нелегально» (без оформления документов, по чужим документам, на половину ставки), чтобы в отношении них не уплачивались страховые взносы и не подавались данные персонифицированного учета. Соответственно, происходит нарушение трудового и пенсионного законодательства. Кроме того, данная ситуация приводит к снижению поступления страховых взносов.

Следует также отметить негативное отношение к существующему положению вещей как со стороны работающих, так и со стороны неработающих пенсионеров, что вызывает рост социальной напряженности и подрывает доверие к пенсионной системе в целом.

Законопроектом предусмотрен возврат к индексации пенсий для работающих пенсионеров в 2022 году.

 

Председатель Законодательного Собрания города Севастополя В.В. Немцев

 


 

Ответ Правового Управления Аппарата Государственной Думы
на соответствие требования статьи 104 Конституции РФ

 

Рассмотрев проект федерального закона № 1144061-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», внесенный Законодательным Собранием города Севастополя и другими, на предмет его соответствия требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщаем следующее.

Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон), предусматривающие индексацию (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировку размера страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.

В настоящее время индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию (статья 26.1 Федерального закона), в связи с чем реализация проекта приведет к расширению круга лиц, имеющих право на индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировку размера страховой пенсии.

Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту законодательной инициативы его принятие повлечет дополнительные расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в размере около 400 млрд. рублей.

Следует учитывать, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется в том числе за счет средств федерального бюджета (статья 17 Федерального закона № 167-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты.

Кроме того, отмечаем, что при внесении в Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период (статья 7 Федерального закона).

На основании изложенного усматриваются основания для получения на представленный законопроект заключения Правительства Российской Федерации в соответствии с требованиями части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы.

Заместитель начальника управления О.Ю.Гвоздилина

 


 

Конституция Российской Федерации

Глава 5 статья 104 части 1-3

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.*

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

 


 

Решение Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов - возвратить законопроект для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы.

 

Источник - Система обеспечения законодательной деятельности

 

 

Если Вас заинтересовал этот обзор законопроектов, сохраните ссылку на него!

Поделитесь с коллегами: