ПРОЕКТ Федерального закона
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проект 736455-7. Зарегистрирован 21.06.2019.
Cубъекту права законодательной инициативы предложено изменить текст законопроекта в соответствии с частью шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы
Статья 1. Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878, 2013, N 52, ст. 6986; 2015, N 27, ст. 3991) следующие изменения:
1) дополнить статьями 151-153 следующего содержания:
«Статья 151. Общие положения о юридически значимых сообщениях сторон трудового договора
Заявления, уведомления, обращения, разрешения, требования или иные юридически значимые сообщения сторон трудового договора могут передаваться как в личном присутствии сторон трудового договора (ознакомление под роспись), так и путем направления документа по почте или путем направления документа либо иной информации с использованием электронных или иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сообщения.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, во всех случаях, когда в соответствии с трудовым законодательством требуется письменная форма юридически значимого сообщения, для составления и доставки такого сообщения допускается использование указанных в части 1 настоящей статьи электронных либо иных технических средств, в том числе в случаях, когда ознакомление работника с сообщением может быть осуществлено исключительно при личном присутствии работника (ознакомление под роспись).
Порядок обмена сторонами трудового договора юридически значимыми сообщениями может быть предусмотрен трудовым договором.
Правила об обмене сторонами трудового договора юридически значимыми сообщениями, содержащиеся в трудовом договоре, локальном нормативном акте, коллективном договоре или соглашении, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным настоящим Кодексом.
Статья 152. Доставка юридически значимых сообщений сторон трудового договора
Юридически значимые сообщения, с которыми трудовое законодательство или трудовой договор связывают возникновение, изменение или прекращение трудовых отношений, влекут такие последствия для получателя соответствующего сообщения с момента его доставки.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило стороне трудового договора, которой оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от нее, не было ей вручено или сторона трудового договора не ознакомилась с ним.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, трудовым договором или локальным нормативным актом, для установления личности стороны трудового договора, отправившей сообщение, может быть использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, отправившее сообщение.
Статья 153. Право работника на отказ от обмена юридически значимыми сообщениями с помощью электронных или иных технических средств
В случае, если в трудовом договоре или локальном нормативном акте содержится условие об обмене сообщениями с помощью электронных либо иных технических средств (часть 1 статьи 151 настоящего Кодекса), работник имеет право на отказ от такого условия в любой момент после заключения трудового договора.
Реализация работником указанного в части первой настоящей статьи права не влияет на действительность остальных положений трудового договора и не может служить основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.»;
2) дополнить статью 64 частью седьмой следующего содержания:
«При вступлении в переговоры о заключении трудового договора, в ходе их проведения и по их завершении работник и работодатель обязаны действовать добросовестно, в частности не допускать вступление в переговоры о заключении трудового договора или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной.»;
3) дополнить статью 67 частью четвертой следующего содержания:
«Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, трудовой договор признается заключенным в случае обмена сторонами с использованием электронных либо иных технических средств (часть 1 статьи 151 настоящего Кодекса) такими документами или иной информацией, которые содержат согласованные сторонами условия трудового договора, отвечающие требованиям, предъявляемым настоящим Кодексом к содержанию трудового договора.»;
4) изложить часть 4 статьи 312.1 в следующей редакции:
«В случае, если настоящей главой предусмотрено взаимодействие дистанционного работника или лица, поступающего на дистанционную работу, и работодателя путём обмена электронными документами, используются любые способы, позволяющие достоверно определить лицо, отправившее сообщение. Каждая из сторон указанного обмена обязана направлять подтверждение получения электронного документа от другой стороны в срок, предусмотренный трудовым договором о дистанционной работе.».
Статья 2.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2019 года.
2. Положения Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов по проекту федерального Закона № 736455-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
Проект федерального закона № 736455-7 дополняет Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) положениями о юридически значимых сообщениях, которыми предлагается считать любые акты взаимодействия между сторонами трудового договора, совершаемые ими в целях передачи определенной юридически значимой информации.
Как отмечается в пояснительной записке, «…Принятие данного законопроекта позволит разрешить вопросы, возникающие в правоприменительной (в том числе – в судебной) практике, связанные с обменом юридически значимыми сообщениями между сторонами трудового правоотношения».
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он направлен на развитие электронных форм передачи информации и предусматривает включение в ТК РФ положений, аналогичных положениям статьи 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). В соответствии с названной статьей ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически-значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Согласно нормам трудового законодательства Российской Федерации основной формой обмена юридически значимой информацией между работником и работодателем является передача документов на бумажном носителе либо ознакомление с такими документами работника под роспись (см., например, ст.ст. 22, 68, 841, 86 ТК РФ). Передача некоторых видов документов допускается по почте заказным письмом с уведомлением (см., например, ст.ст. 3121, 3122, 3125 ТК РФ).
В настоящее время электронная форма информационного взаимодействия между работником и работодателем предусмотрена лишь в отношении дистанционных работников в главе 491 ТК РФ, в которой определен порядок обмена электронными документами между сторонами трудового договора, включая порядок подтверждения направившего электронный документ лица посредством использования усиленной квалифицированной электронной подписи.
Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленные в статье 2 ТК РФ, являются отличными от принципов гражданского законодательства, в связи с чем применение полной аналогии в данном случае представляется, как минимум, нецелесообразным. Сфера применения электронного документооборота в области трудовых отношений, безусловно, будет в дальнейшем расширяться. Однако правовое регулирование этого вопроса должно осуществляться с учетом специфики регулирования трудовых отношений, которое нацелено на достижение баланса интересов сторон трудового договора при максимально возможной защите прав работника, как наиболее экономически слабой стороны трудовых отношений. Данному критерию рассматриваемый законопроект отвечает не в полной мере.
Проектируемой статьей 151 ТК РФ предусматривается, что заявления, уведомления, обращения, разрешения, требования или иные юридически значимые сообщения сторон трудового договора могут передаваться как в личном присутствии сторон трудового договора (ознакомление под роспись), так и путем направления документа по почте или путем направления документа либо иной информации с использованием электронных или иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сообщения.
Данное проектное положение нуждается в уточнении в части определения понятия «юридически значимое сообщение», а также детальной регламентации отношений, регулируемых трудовым законодательством, к которым оно должно применяться (при заключении трудового договора, изменении его условий, привлечении работника к дисциплинарной ответственности, предоставлении отпусков и т.д.).
Законопроект заменяет используемое в трудовом законодательстве понятие «ознакомление под роспись» новым термином «в личном присутствии» сторон трудового договора или работника. Пояснительная записка не содержит каких-либо доводов о необходимости указанной замены.
В соответствии с частью третьей проектируемой статьи 151 ТК РФ порядок обмена сторонами трудового договора юридически значимыми сообщениями может быть предусмотрен трудовым договором. Данная редакция допускает возможность использования сторонами трудового договора произвольного порядка обмена юридически значимыми сообщениями.
Согласно проектируемой статье 152 ТК РФ юридически значимые сообщения, с которыми законодательство или трудовой договор связывает возникновение, изменение или прекращение трудовых отношений, влекут такие последствия для получателя соответствующего сообщения с момента его доставки. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило стороне трудового договора, которой оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от нее, не было ей вручено или сторона трудового договора не ознакомилась с ним. При этом для установления личности стороны трудового договора, отправившей сообщение, может быть использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, отправившее сообщение, если иное не предусмотрено ТК РФ, трудовым договором или локальным нормативным актом.
В законопроекте не уточняются способы, позволяющие достоверно определить лицо, отправившее сообщение, а также критерии, по которым обстоятельства невручения стороне трудового договора сообщения можно оценить как зависящее либо не зависящее от нее. Очевидно, что отсутствие правового регулирования данных вопросов может привести к различному пониманию работником и работодателем факта и времени возникновения юридически значимых событий, включая само возникновение трудовых отношений, исчисление процедурных сроков (например, двухмесячного срока информирования работника работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора). Следствием этого может стать существенное увеличение числа судебных споров, связанных с трудовыми отношениями.
Предлагаемый законопроектом способ обмена юридически значимыми сообщениями, направляемыми с использованием электронных или иных технических средств, не сможет дать должной юридической гарантии подлинности сообщений (сканов документов) и личности отправителя. Электронные и иные технические средства как работника, так и работодателя при наличии должной технической квалификации у третьего лица могут быть скомпрометированы и использованы для отправки ложных сообщений, оспорить факт отправки и содержание которых будет проблематично для обеих сторон трудового правоотношения.
Не являясь экспертами в области идентификации и аутентификации, работник и работодатель должны иметь возможность удостовериться, что сообщение направлено лицом, действительно наделенным соответствующими полномочиями. Результаты такой проверки должны быть юридически значимыми, а сама процедура задокументирована.
Не менее важно и то, что электронные или иные технические средства на рабочем месте, с помощью которых направляются юридически значимые сообщения, обслуживаются работодателем. В случае возникновения трудового спора это может создать препятствия для получения работником достоверной информации, в том числе, и о совершенных им самим действиях по отправке (получению) юридически значимых сообщений.
В законопроекте применяются без раскрытия их содержания понятия, не используемые в ТК РФ, например, «электронные или иные технические средства, позволяющие воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сообщения», «личность стороны трудового договора», «иная информация, которая содержит согласованные сторонами условия трудового договора,» и другие. Неоднозначность толкования этих понятий может привести к неопределенности в правоприменительной практике, несогласованности действий сторон трудового договора, возможности злоупотребления предоставленными правами, а также к трудовым спорам.
Использование формулировок, допускающих расширительное толкование, не отвечает критерию определенности при подготовке проектов нормативных правовых актов.
Проектируемой статьей 153 ТК РФ предусматривается право на отказ работника от обмена юридически значимыми сообщениями с использованием электронных или иных технических средств в любой момент после заключения трудового договора, но порядок и способ реализации указанного права законопроектом не конкретизированы. Вместе с тем, немедленное прекращение электронного документооборота с работником и переход на взаимодействие с ним посредством бумажных документов могут быть весьма затруднительными для работодателя, которому во избежание спорных ситуаций придется нести двойную административную и финансовую нагрузку по ведению кадрового документооборота в бумажном и электронном виде.
Законопроектом не решены вопросы, связанные с применением электронной подписи и хранением электронных документов длительного хранения. Из законопроекта и пояснительной записки к нему не ясно, как будет обеспечиваться защита персональных данных работника, переданных путем обмена сторонами трудового договора юридически значимыми сообщениями с использованием электронных и иных технических средств. Также не определено, что может считаться надлежащим адресом направления юридически значимых сообщений с использованием электронных или иных технических средств.
Согласно законопроекту статья 64 ТК РФ дополняется частью седьмой, в соответствии с которой при вступлении в переговоры о заключении трудового договора, в ходе их проведения и по их завершении работник и работодатель обязаны действовать добросовестно, в частности не допускать вступление в переговоры о заключении трудового договора или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной.
Данное положение не имеет правового механизма реализации, что, по сути, сводит его к декларативной норме. Буквальное прочтение этой нормы фактически исключает возможность отбора кандидата на замещение вакантной должности из числа имеющихся претендентов, поскольку работодатель имеет намерение заключить трудовой договор лишь с одним из них. Критерии оценки добросовестности действий сторон в ходе «переговоров о заключении трудового договора» законопроектом не установлены, равно как и не определены правовые последствия невыполнения вводимой им обязанности.
Кроме того, законопроект порядок проведения переговоров о заключении трудового договора не раскрывает и не регламентирует.
Предлагаемое законопроектом дополнение статьи 67 ТК РФ частью четвертой, предусматривающей, что трудовой договор признается заключенным в случае обмена сторонами с использованием электронных либо иных технических средств (часть первая проектируемой статьи 151) такими документами или иной информацией, которые содержат согласованные сторонами условия трудового договора, отвечающие требованиям, предъявляемым ТК РФ к содержанию трудового договора, если иное не предусмотрено ТК РФ, не согласуется с частями первой и второй статьи 67 ТК РФ. Предлагаемая законопроектом новация может породить на практике многочисленные судебные споры об установлении факта трудовых отношений.
Более того, предлагаемая редакция части четвертой статьи 67 ТК РФ «Форма трудового договора» фактически предусматривает отказ от какой-либо определенной формы трудового договора. Отсутствие трудового договора в форме единого документа затруднит его дальнейшее использование сторонами, внесение в него изменений, оспаривание его условий при возникновении трудового спора.
Кроме того, на момент обмена электронными сообщениями об условиях трудового договора у сторон этого договора отсутствует соглашение о порядке (или Правилах) обмена юридически значимыми сообщениями. Таким образом, каждая из сторон вправе использовать удобные для нее способы обмена сообщениями и толковать в своих интересах результаты обмена сообщениями.
При проработке вопроса о введении электронного документооборота в сфере трудовых отношений необходимо принимать во внимание степень готовности работников и работодателей к переходу на предлагаемый законопроектом порядок взаимодействия, в том числе уровень информационной грамотности работников (в частности, низкоквалифицированных).
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 7 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по законопроекту сообщает, что по представленному законопроекту замечаний концептуального характера не имеется.
Правительство Российской Федерации в своем отзыве высказывает ряд замечаний к законопроекту и считает, что он требует доработки с учетом указанных замечаний до рассмотрения в первом чтении. В частности, отмечается, что «…принятие предлагаемых законопроектом изменений может привести к расходам сторон трудовых отношений на приобретение соответствующих устройств, необходимых для передачи юридически значимых сообщений, а также к дополнительной административной нагрузке на работодателей».
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта № 736455-7.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддерживает концепцию законопроекта № 736455‑7, однако считает принятие его преждевременным.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, своего мнения по рассматриваемому законопроекту не представила.
В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 6 и пункта 7 статьи 112 Регламента Государственной Думы Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает авторам изменить текст проекта федерального закона № 736455-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» с учетом изложенных замечаний и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Председатель Комитета Я.Е.Нилов
6 ноября 2019 года
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
На № 2.3.3-11/919 от 17 июля 2019 г.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона № 736455-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, А.К.Исаевым, Я.Е.Ниловым и другими
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) положениями о юридически значимых сообщениях. В частности, законопроектом закрепляется возможность передачи юридически значимых сообщений с использованием электронных и иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сообщения, в случаях, когда в соответствии с трудовым законодательством требуется письменная форма такого сообщения или ознакомление работника с сообщением под роспись, а также допускается возможность заключения трудового договора путем обмена сторонами документами и информацией с использованием электронных и иных технических средств.
Следует отметить, что в законопроекте применяются понятия, не используемые в Кодексе, содержание которых в законопроекте не раскрывается (например, "электронные или иные технические средства, позволяющие воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сообщения", "личность стороны трудового договора" и другие). Указанные формулировки допускают неоднозначное толкование, что может привести к неопределенности в правоприменительной практике, несогласованности действий сторон трудового договора, возможности злоупотребления предоставленными правами и трудовым спорам.
В законопроекте не конкретизированы порядок и способы отказа работника от обмена юридически значимыми сообщениями с использованием электронных или иных технических средств и не определено, что может считаться надлежащим адресом направления юридически значимых сообщений с использованием электронных или иных технических средств.
Законопроектом не решаются вопросы, связанные с применением электронной подписи и электронным хранением документов длительного хранения. Из законопроекта и пояснительной записки к нему также неясно, как будет обеспечиваться защита персональных данных работника, переданных путем обмена сторонами трудового договора юридически значимыми сообщениями с использованием электронных и иных технических средств.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений может привести к расходам сторон трудовых отношений на приобретение соответствующих устройств, необходимых для передачи юридически значимых сообщений, а также к дополнительной административной нагрузке на работодателей.
Законопроектом также предлагается дополнить статью 64 Кодекса правилом о добросовестности лиц при ведении переговоров о заключении трудового договора. Вместе с тем неясны правовые последствия введения данного принципа, не регламентирован порядок проведения переговоров о заключении трудового договора и не раскрывается, какими доказательствами можно подтвердить добросовестность действий сторон в ходе проведения указанных переговоров.
На основании изложенного законопроект требует доработки с учетом указанных замечаний до рассмотрения в первом чтении.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации К.Чуйченко
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов
Поручение Совета Государственной Думы от 15.07.2019, протокол № 205, пункт 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту федерального закона № 736455-7
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
(первое чтение)
Проектом федерального закона вносятся изменения Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс), которыми вводятся положения о юридически значимых сообщениях сторон трудового договора, с которыми трудовое законодательство или трудовой договор связывают возникновение, изменение или прекращение трудовых отношений.
По представленному проекту федерального закона замечаний концептуального характера не имеется.
Начальник управления Е.В.Горбачева
О проекте федерального закона № 736455-7
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
(о юридически значимых сообщениях сторон трудового договора)
Рассмотрев проект федерального закона № 736455-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов решил:
- 1. Утвердить заключение на указанный законопроект.
- 2. В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 6 и пункта 7 статьи 112 Регламента Государственной Думы предложить авторам указанного законопроекта изменить его текст с учетом изложенных в заключении замечаний и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Председатель Комитета Я.Е.Нилов
Источник - Система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Российской Федерации. Проект 736455-7 Зарегистрирован 21.06.2019
- 665 просмотров