Введение
Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Это норма установлена Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Действующим законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, которое остоит из вышеназванного закона «О бухгалтерском учете», других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, определены следующие способы ведения бухгалтерского учета:
- первичное наблюдение,
- стоимостное измерение,
- текущая группировка,
- итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной жизни, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
части 2, 3 и 4 ст. 8 Закона 402-ФЗ
См. перечень ПБУ - Федеральных стандартов.
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
- Изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
- Разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета.
- Существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
Последствия изменений в учетной политике оцениваются как разница в стоимости активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений.
части 5, 6 и 7 ст. 8 Закона 402-ФЗ
В виду значительных различий между правилами бухгалтерского и налогового учета при разработке учетной политики для целей налогообложения необходимо руководствоваться требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской определяет, что учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Учетная политика экономического субъекта может иметь:
I. Организационно-техническую часть и
II. Методическая часть, которая обычно состоит их разделов:
I. Организационно-техническая часть
В этой части учетной политики утверждаются:
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
1. Общие положения
1.1. Реквизиты документа, утверждающего учетную политику
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.
См. требования к оформлению документов ГОСТ Р 6.30-2003.
Следует помнить, что приказ об утверждении учетной политики на 2015 год должен быть подписан в 2014 году. Это общепринятая практика и требование п. 12 Ст. 167 Налогового кодекса РФ, где определено, что учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Исключение составят организации, зарегистрированные в 2015 году, так как учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.
2. Организация ведения бухгалтерского учета
2.1. Обязанность ведения бухгалтерского учета
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет.
Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Руководитель экономического субъекта обязан:
- возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта
- либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.
Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Требования, которым должен отвечать главный бухгалтер (или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) ОАО, страховых, инвестиционных и некоторых других экономических субъектов, установлены частью 4 ст. 7 Закона 402-ФЗ
Важно подчеркнуть, что таким же требованиям должно соответствовать физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. А юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего таким же требованиям, с которым заключен трудовой договор.
Кроме того, в учетной политике можно определить, на кого именно возлагается ответственность за своевременное составление и представление бухгалтерской отчетности в установленные адреса.
2.2. Порядок представления отчетных документов
2.2.1. Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности
Закон № 402-ФЗ обязывает экономические субъекты представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган госстатистики по месту их регистрации в порядке, утверждаемом Росстатом.
Исключение составляют организации госсектора и Банка России.
Однако адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также сроки и порядок их представления могут устанавливаться другими федеральными законами, учредительными документами экономического субъекта, решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом.
Например:
- в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность;
- в соответствии с п. 5 ч. 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", то есть, только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
2.2.2. Особенности представления промежуточной отчетности
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.
С 1 января 2013 г. промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфин России, Банк России).
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Например, необходимость составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности обусловливается тем, что:
- в случаях, установленных Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», квартальная бухгалтерская отчетность представляется субъектом страхового дела в орган страхового надзора;
- в случаях, установленных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», квартальная бухгалтерская отчетность эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию.
Следует отметить, что ныне действующее ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» устанавливает требование, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Кроме того, ПБУ 4/99 устанавливает, что организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2.2.3. Подписание и утверждение бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
Федеральный закон № 402-ФЗ не устанавливает порядок подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2014 г.). Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством Российской Федерации, или учредительными документами экономического субъекта, или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом.
Исходя из этого, в делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта (причем подпись руководителя экономического субъекта должна содержать дату подписания этого экземпляра.
В случаях представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в несколько адресов такая отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами.
Утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2014 г.) осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
части 8 и 9 ст. 13 Закона 402-ФЗ
Например:
- в соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров относится утверждение годовой бухгалтерской отчетности общества;
- в соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» к компетенции общего собрания участников общества относится утверждение годовых бухгалтерских балансов общества;
- в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность унитарного предприятия.
2.2.4. Опубликование бухгалтерской отчетности
Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2014 г.) осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Например:
- в соответствии со статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность. Обязательное раскрытие осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
- в соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы.
В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. Случаи, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, установлены статьей 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
части 9 и 10 ст. 13 Закона 402-ФЗ
2.2.5. Адреса и сроки представления налоговой отчетности
Документы налоговой отчетности (налоговые декларации) представляются алогоплательщиками в налоговый орган по месту учета в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации для каждого налога.
Если организация по одному или нескольким налогам, не осуществляла операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
За нарушение срока представления налоговой отчетности Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены соответствующие санкции.
См. Инфо-Право:
• График представления бухгалтерской и налоговой отчетности
• Нерабочие праздничные дни. Переносы
выходных дней в 2015 году
Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2.3. Способы представления отчетных документов
2.3.1 Способы представления бухгалтерской отчетности в органы статистики и другим пользователям
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" не устанавливает способы представления отчетных документов. Вместе с тем, Законом определено, что порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утверждается Росстатом.
См. приказ Росстата от 29.12.2012 № 670
При необходимости способы представления документов бухгалтерской отчетности экономического субъекта учредителям, участникам или собственникам его имущества, а также иным лицам, могут быть установлены экономическим субъектом самостоятельно, исходя из требований и готовности пользователей.
Таким образом, бухгалтерская отчетность может быть представлена:
- непосредственно пользователю;
- через представителя экономического субъекта представителя;
- в виде почтового отправления с описью вложения;
- по телекоммуникационным каналам связи;
- с применением WEB-сервисов на официальных Интернет сайтах органов исполнительной власти или портале Госуслуги.
Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата:
- отправки почтового отправления с описью вложения;
- отправки отчетности по телекоммуникационным каналам связи;
- фактической передачи отчетности адресату (пользователю).
Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.
п. 52 ПБУ 4/99
См. также
Положение по ведению бухгалтерского учета
и отчетности в Российской Федерации
2.3.2. Особенности представления отчетности в налоговые органы
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета организации по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета). В частности, наказание может последовать за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных Кодексом.
2.4. Состав бухгалтерской отчетности
В бухгалтерском законодательстве под бухгалтерской (финансовая) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период (период, за который составляется бухгалтерская отчетность), систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
части 1 и 6 ст. 3 Закона 402-ФЗ
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
2.4.1. Годовая бухгалтерская отчетность
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 и приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н бухгалтерская отчетность состоит из:
- Бухгалтерского баланса,
- Отчета о финансовых результатах,
См. формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках
- Отчета об изменениях капитала,
- Отчета о движении денежных средств,
- Отчет о целевом использовании средств
- Приложения к бухгалтерскому балансу,
- пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
См. пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
2.4.2. Промежуточная бухгалтерская отчетность
Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных Федерального закона "О бухгалтерском учете", устанавливается федеральными стандартами.
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 устанавливает, что промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (прибылях и убытках), если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации. Общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее составляющих, правила оценки статей определяются в соответствии с настоящим Положением.
2.4.1. Состав отчетности субъектов малого предпринимательства
Субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.
См. формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках
субъектов
малого предпринимательства.
В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность
- Отчета об изменениях капитала и
- Отчета о движении денежных средств
определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (прибылях и убытках) субъекта малого предпринимательства наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
п. 6. приказа Минфина РФ N 66н
- в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
- в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатов (прибылях и убытках) приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям Отчета о финансвых результатах без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности:
- Отчет об изменениях капитала;
- Отчет о движении денежных средств;
- Приложение к бухгалтерскому балансу;
- Пояснительную записку.
Таким образом, субъекты малого предпринимательства могут представлять:
- все документы бухгалтерской отчетности, предусмотренные приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н, с необходимой детализацией показателей;
- все документы бухгалтерской отчетности без детализации показателей по статьям;
- бухгалтерскую отчетность, составленную по упрощенным формам, согласно приложению 5 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Выбранный вариант необходимо отразить в учетной политике.
2.4.2. Состав отчетности некоммерческих организаций
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Таким образом, в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 г. отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств.
Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ, второго абзаца пункта 6 ПБУ 4/99 , где говорится, что если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил ПБУ 4/99 организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. и второго абзаца пункта 11 ПБУ 4/99, о том, что показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности, некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случаях, когда:
- в отчетном году некоммерческой организацией получен доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
- показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
- раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.
Поэтому некоммерческим организациям рекомендуется применять форму отчета о целевом использовании средств при формировании соответствующих пояснений. Исключение: общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Некоммерческие организации, при отсутствии соответствующих данных, могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:
- Отчет об изменениях капитала;
- Отчет о движении денежных средств;
- Приложение к бухгалтерскому балансу.
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании средств.
Общественными организациями (объединениями), не осуществляющим предпринимательской деятельности и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется:
- Отчет об изменениях капитала,
- Отчет о движении денежных средств,
- Приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительная записка.
Социально ориентированные некоммерческие организации могут представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенной форме. Это закреплено в Федеральном законе "О бухгалтерском учете". В целях реализации этой нормы Закона Минфином России подготовлен проект измнений в приказ 66н, в котором предусмотрены сокращенные формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
части 4 и 5ст. 14 Закона 402-ФЗ
2.5. Формы бухгалтерской отчетности и их содержание
Для бухгалтерской отчетности применяются формы, рекомендованные Минифином России (прикз Минфина Росии от 2 июля 2010 г. N 66н).
Организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (прибылях и убытках), а также отчетов об изменениях капитала и о движении денежных средств.
При составлении бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (прибылях и убытках) и пояснений к ним необходимо последовательно от одного отчетного периода к другому придерживаться принятых организацией содержания и формы. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (прибылях и убытках) вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.
Кроме того, действующими нормами установлено, что пояснения к бухгалтерскому бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (прибылях и убытках):
- оформляются в табличной и (или) текстовой форме;
- содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом рекомендаций Минфина России.
2.6. Технология обработки учетной информации
Технология обработки учетной информации прямо зависит от степени автоматизации учетных процессов.
В настоящее время произошел полный переход к применению компьютерной технологии обработки учетной информации на всех участках бухгалтерского учета.
Действующим бухгалтерским законодательством Российской Федерации прямо установлено, что регистры бухгалтерского учета составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа. учетых регистров в электронном виде.
(части 6 и 7 ст. 10 Закона 402-ФЗ)Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.
Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Рекоменуется формы регистров утвердить аналогичными формам, поставляемым разработчиками программы автоматизации бухгалтерского учета, применяемой организацией.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.
Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
При формировании учетной политики следует определить перечень регистров подлежащих хранению в бумажном виде и порядок вывода регистров на бумажные насители (с указанием даты, не позднее которой регистры распечатываются и заверяются подписями уполномоченных лиц, страницы пронумеровываются и прошнуровываются, а, при необходимости, - скрепляются печатью).
Такими регистрами могут быть:
- Журналы хозяйственных операций
- Оборотные ведомости
- Ведомости остатков
- Карточки движения средств по счетам
- другие регистры
Хранение документов бухгалтерского учета
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
2.7. Рабочий план счетов бухгалтерского учета
Законом О бухгалтерском учете" установлено, что план счетов бухгалтерского учета - это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.
Несколько расширяется это очень краткое определение в приказе Минфина России 94н . Здесь говорится, что План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете. А именно - активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др. В Плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Рабочий план счетов, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета экономический субъект разрабатывает на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению ( приказ Минфина России 94н) и утверждает, принимая учетную политику.
В учетной политике можно установить права работников бухгалтерии (по согласованию с главным бухгалтером) вводить, уточнять и исключать субсчета к синтетическим счетам, а также объединять их.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета, как и другие документы учетной политики, должны храниться организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Это требование содержит пункт 99 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
2.7.1. Счета-регистры налогового учета
Счета-регистры налогового учета являются основой системы обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации
Счета-регистры налогового учета создаются организацией самостотельно.
2.8. Первичные учетные документы и документы
Закон "О бухгалтерском учете" требует чтобы каждый факт хозяйственной жизни был оформлен первичным учетным документом, который составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
части 1, 3 и 5 ст. 9 Закона 402-ФЗ)
С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
2.8.1. Обязательные реквизиты первичного учетного документа
Каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, а именно:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
- подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных к обязательным реквизитов. Включение дополнительных к обязательным реквизитов в первичный учетный документ осуществляется организацией при необходимости (в связи с характером факта хозяйственной жизни, оформляемым данным документом, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления, технологией обработки учетной информации, др.).
2.8.2. Состав и формы первичных учетных документов
В соответствии с требованиями части 1 статьи 7, а также статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется состав учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
Формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон № 402-ФЗ не устанавливает процедуру (порядок) утверждения первичных учетных документов. Поэтому утверждения некоторых специалистов о необходимости обязательного приложения к учетной политике всех утвержденных форм документов (в распечатанном виде) - сомнительны.
Следует подчеркнуть, что в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
2.8.4. Хранение первичных учетных документов
Первичные учетные документы подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения первичных учетных документов и их защиту от изменений
части 1 и 3 ст. 29 Закона 402-ФЗ
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.
2.8.5. Особенности составления первичного учетного документа
Федеральный закон № 402-ФЗ установил, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Поэтому экономическому субъекту следует определить, в каких случаях и какие именно первичные учетные документы будут им составлятся только на бумажном носителе, какие - только в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, с указанием ее вида:
- простая электронная подпись
- усиленная электронная подпись
- усиленная неквалифицированная электронная подпись
- усиленная квалифицированная электронная подпись
2.9. Правила документооборота
Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) регламентируется графиком.
График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня автоматизации учетных работ.
Как правило, работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия, учреждения.
Форма графика документооборота законодательно не установлена. Он может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Пример графика документооборота в виде перечня работ приведен в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденом Министерством финансов СССР от 29.07.1983 № 105.
В учетной политике следует определить ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных. Обычно ее несут лица, создавшие и подписавшие соответствующие документы.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
График документооборота обычно публикуется в прилодении к учетной политике.
3. Организация контроля за хозяйственными операциями
3.1. Внутренний контроль
Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
При этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля.
Следует обрать внимание, что в отношении экономическиих субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя) проектом предполагается обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Значит ли это, что «экономическим субъектам», - придется организовывать службы внутреннего аудита, или можно осуществлять контроль ведения бухгалтерского учета используя контрольные процедуры, прописанные в их локальных нормативных актах, регламентирующих учетные процедуры?
В связи с обязанностью осуществления внутреннего контроля бухгалтерского учета возникает еще один вопрос, – как будет осуществляться контроль за выполнением данной нормы законодательства о бухгалтерском учете.
В терминах правил (стандартов) аудиторской деятельности (стандарт №8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды,в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности")
"система внутреннего контроля" выходит за рамки исключительно бухгалтерского учета и включает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для:
- упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности,
- обеспечения сохранности активов,
- выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации,
- а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
По аналогии с организацией системы внутреннего контроля качества аудита, попробуем предположить в чем будет заключаться механизм внутреннего контроля, так чтобы проверяющие органы могли на основании предоставленных документов увидеть ее наличие и выполнение соответствующих процедур. Система внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета может включать в себя следующие элементы средств контроля:
- стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом;
- организационная структура экономического субъекта;
- распределение ответственности и полномочий;
- осуществляемая кадровая политика и квалификационные требования к учетным сотрудникам;
- порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;
- обеспечение соответствия хозяйственной деятельности экономического субъекта требованиям законодательства;
- наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления экономического субъекта.
К процедурам контроля, могут относиться:
- подотчетность одних работников другим;
- внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
- сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно- материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);
- осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;
- ограничение доступа к активам и бухгалтерским записям;
- сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями.
В целях обеспечения внутреннего контроля контрольные функции передаются отдельным работникам организации в соответствии с Перечнем лиц на которых возложены контрольные функции (Приложение № 4).
Внутренний контроль:
- организация создает контрольные службы;
- передает контрольные функции отдельным работникам.
Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
3.2. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации
В Российской Федерации законодательно не установлены требования:
- к составу инвентаризационной комиссии,
- срокам проведения инвентаризации,
- переченю имущества и об язательств, подлежащих инвентаризации,
- количеству инвентаризаций и др.
Поэтому организации их устанавливают самостоятельно и утверждают в учетной политике.
Для обеспечения сохранности имущества, законности и целесообразности контроля финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетных данных в организации создается система внутреннего контроля. Основными задачами ее являются предотвращение непроизводительных расходов и потерь, неэффективного расходования ресурсов, использования средств не по назначению, а также оценка эффективности работы каждого подразделения организации.
При постановке внутреннего контроля следует иметь в виду, что никакая система, сколь бы идеальной она ни была, не сможет абсолютно надежно защитить организацию от посягательств на ее.
3.3. Право подписи документов
3.3.1. Право подписи первичных учетных документов
Право подписи первичных учетных документов имеют лица, определенные Перечнем должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов (Приложение N 5).
3.3.2. Право подписи счетов-фактур
В пункте 6 статьи 169 НК РФ сказано, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации
При этом, как отмечают специалисты Минфина, ни НК РФ, ни Правила заполнения счетов-фактур* не запрещают подписывать счета-фактуры как за руководителя, так и за главного бухгалтера организации одному лицу, которое наделено правом подписи на основании доверенности.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 21 октября 2014 г. N 03-07-09/53005 В связи с письмом о применении пункта 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. Пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Согласно пункту 8 статьи 169 Кодекса форма счета-фактуры и порядок его заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормами Кодекса и постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" обязанность выдачи главному бухгалтеру доверенности на подписание счетов-фактур не предусмотрена. Кроме того, указанными нормами не установлено запрета на подписание счета-фактуры одним лицом, наделенным правом подписи на основании доверенности, как за руководителя, так и за главного бухгалтера организации. Настоящее письмо не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики О.Ф. ЦИБИЗОВА
3.4. Состав постоянно действующей комиссии
Состав и полномочия постоянно действующей комиссии установить в соответствии с Приложением 6.
3.5. Организация кассовых операций
3.5.1. Выдача денег под отчет. Подотченые лица
Выдача наличных денег работнику (подотчетному лицу) на расходы, связанные с осуществлением деятельности организации (индивидуального предпринимателя) оформляется расходным кассовым ордером 0310002 в соответствии с письменным заявлением подотчетного лица.
Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать следующие реквизиты:
- запись о сумме наличных денег;
- срок, на который выдаются наличные деньги;
- подпись руководителя;
- дата подписания заявления.
п. 6.3 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У
3.5.2. Организация работы по ведению кассовых операций
- Кассовые операции ведутся кассиром:
- кассовым работником;
- работником организации, назначенным руководителем;
- руководителем организации.
Для кассира должны быть установлены должностные права и обязанности, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.
При необходимости, когда у организации несколько кассиров, один из них выполняет функции старшего кассира.
Кассовые операции могут проводиться с применением программно-технических средств.
Программно-технические средства, конструкция которых предусматривает прием банкнот Банка России, должны иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, перечень которых установлен нормативным актом Банка России.
п. 4 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У
Кассовые операции оформляются кассовыми документами:
- приходными кассовыми ордерами 0310001,
- расходными кассовыми ордерами 0310002.
Кассовые документы оформляются:
- главным бухгалтером;
- бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее - бухгалтер);
- руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).
Кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), а также кассиром.
пункты 4.1 - 4.3 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У
3.5.3. Определение лимита остатка наличных денег
Для ведения кассовых операций организация должна установить лимит остатка наличных денег - максимально допустимую сумму, которая может храниться в кассе, после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег).
Лимит остатка наличных денег организация определяет самостоятельно, исходя из характера её деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Установленный лимит остатка наличных денег (в рублях) отражается в распорядительном документе организации. Этим документом может быть и ваша учетная политика.
пункты 1 - 2 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У
3.7. Самостоятельно разработанные документы
В соответствии с действующим бухгалтерским законодательством, руководитель организации определяет формы первичных учетных документов, а также утверждает формы регистров бухгалтерского учета по представлению главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
ч. 4 ст. 9 и ч. 4 ст. 10 Закона 402-ФЗ
3.7.1. Перечень первичных документов собственной разработки
В случае применения организацией первичных учетных документов собственной разработки, что вполне допускает действующее бухгалтерское законодательство, следует приложить к вашей учетной политике их перечень.
4. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета и контроля
4.1. Прямые и косвенные расходы
Под прямыми затратами обычно понимаются затраты, которые могут непосредственно включаться в затраты связанные с производством конкретного вида продукции, работ, услуг (технологическим процессом).
К косвенными затратами принято относить затраты, которые не представляется возможным непосредственно включать в затраты по соответствующим видам продукции, работ, услуг.
4.1.1. Перечень прямых расходов
Затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, природные ресурсы и т.п. материально-производственные ресурсы, когда они используются одновременно для изготовления нескольких видов продукции, выполнения работ, оказания услуг, могут рассматриваться как прямые затраты.
4.1.2. Расчет суммы прямых расходов
В зависимости от особенностей технологии и характера производства, разнообразия производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, массовости их производства и пр. рекомендуется применять следующие методы расчета суммы прямых расходов:
- В целом по производству;
- Позаказно;
- По каждому виду продукции, работ, услуг;
- По калькуляционной единице;
- По укрупненным ассортиментным группам;
- и др.
4.1.3. Распределение суммы прямых расходов
Конкретные методы распределения сумм прямых расходов определяются организациями с учетом отраслевых особенностей, технологических особенностей производства.
4.1.4. Основной вид сырья для распределения прямых расходов
4.2. Прорядок ведения налогового учета
4.2.1. Регистры налогового учета
- 7724 просмотра